Большое количество шпаргалок у студента свидетельствует о большом объеме переработанного им материала. На физфаке одного из вузов во время экзамена у одного из студентов выпала свернутая рулоном шпаргалка. Экзамен проходил в аудитории, устроенной в виде амфитеатра, со спускающимися вниз ступенями, и рулон покатился, разматываясь по этим ступеням. Преподаватель отреагировал фразой: "докатится до конца - поставлю "отлично". Все вытянули шеи, провожая рулон глазами. Когда рулон полностью размотался, метра полтора ступеней остались непокрытыми. Отличная оценка, понятное дело, сорвалась, и пенять не на кого - студент сам виноват, подготовился явно недостаточно. Итак, зачем студенту шпаргалки? Существующее у некоторых преподавателей представление о том, что шпаргалки "для беззастенчивого лодырничания вместо учебы" слишком безаппеляционно. Конечно, желание облегчить себе жизнь имеет место. Точно так же, как и у тех преподавателей, которые предпочитают заниматься ловлей шпаргалок вместо выявления истинного уровня знаний студентов. Однако, если бы функции шпаргалок исчерпывались обеспечением "лодырничанья", говорить о них здесь вряд ли бы стоило.
Интересны шпаргалки тем, что представляют собой пусть несколько специфический, но все же вполне действенный способ усвоения учебного материала. Написание шпаргалок вносит в учебный процесс (не всегда и не по всем предметам одинаково увлекательный) определенную долю романтики и азарта. Со шпаргалками связан целый пласт студенческого фольклора, шпаргалки нередко фигурируют в воспоминаниях выпускников о студенческой жизни. Но все же самым важным, на взгляд психолога, является следующее.
Наличие на экзамене шпаргалки дает студенту чувство уверенности в себе. Знание того, что если он что-то не вспомнит, то всегда сможет изловчиться и залезть в потайной карман со спрятанной шпаргалкой, позволяет студенту успокоиться и собраться с мыслями. Шпаргалками пользуются неуверенные в себе студенты. Неуверенность в себе может быть обусловлена низким уровнем знаний, а может (даже при вполне приличных знаниях) еще десятком других причин. Неуверенность в себе может быть свойством личности в целом, связанным с низкой самооценкой, а может быть вызвана отсутствием навыков, недостаточностью опыта сдачи экзаменов. Наиболее часто пользуются шпаргалками абитуриенты и первокурсники. И бороться с этим, в общем-то, бесполезно. А бороться "всерьез", с использованием все более и более строгих карательных мер - даже бесчеловечно. Санкции нагнетают эмоциональное напряжение, с которым неуверенный в себе студент пытается справиться с помощью шпаргалки, и отбор абитуриентов в вуз начинает проводиться не столько по уровню знаний, сколько по критерию эмоциональной устойчивости. По наблюдениям преподавателей, борьба со шпаргалками заканчивается примерно к 3 курсу. Заканчивается не потому, что в ней кто-то побеждает, а потому, что исчезает сам предмет борьбы. Студенты в большинстве своем перестают писать шпаргалки. У них появляется определенный запас профессиональных знаний, накапливается опыт подготовки к экзаменам и сдачи экзаменов, и это обусловливает их уверенность в себе. Которая у некоторых студентов иногда перерастает в самоуверенность, в представление студента о том, что он даже при слабом уровне подготовки способен "вытянуть" на сносную оценку практически любой вопрос.